Cover 3aa7bfb6ac4a6b53438f6a402422a94c

Путеводитель по следам легендарного философа

Добавить
в wishlist

Философия
Сократ
Платон
Аристотель
Парфенон
Аристофан
0 505
Путеводитель
на 3 Дня
Этот город в википедии

Фигура Сократа остается одной из наиболее притягательных в мировой культуре даже спустя две с половиной тысячи лет после его смерти. Сократ стал выдающимся литературным персонажем в писаниях своих учеников. Его личность остается для нас скрытой за завесой интерпретаций. Зато, несмотря на историческую пропасть, отделяющую нас от расцвета классических Афин, в городе до сих пор сохранилось немало мест, про которые мы совершенно точно знаем, что они связаны с жизнью философа.

Вечер пятницы

Пока закрыты музеи и археологические памятники, можно прогуляться по туристическому центру Афин. Город в античности был настоящим мегаполисом того времени, но вернул себе эту славу только во второй половине ХХ века, и теперь в трехмиллионной столице живет треть населения Греции. Сократ проживал на холмах в предгорьях горы Гимет, к юго-востоку от нынешнего центра, где сейчас находится район Дафни (http://goo.gl/maps/QsOqO).

Каждое утро, вплоть до семидесятилетнего возраста, Сократ приходил босиком за пять километров в Ликей, он же Лицей — учреждение, сочетающее элементы образования, спорта и общественной жизни. Пока Афины подсвечены вечерней иллюминацией, вы можете пройти пять минут от нынешнего центра города — площади Синтагма и здания парламента — к пересечению улиц Ригиллис (Ρηγίλλης) и Ликиу (Λυκείου).


Здесь, к сожалению, ничто не напоминает о древности, зато располагается центр политической и экономической жизни современных Афин: за парламентом — резиденции премьера и президента, офисы политических партий, а напротив, через оживленный проспект Василиссис-Софиас (Βασιλίσσης Σοφίας), — фешенебельный квартал бутиков Колонаки (Κολωνάκι), лишь отчасти затронутый кризисом.

Две с половиной тысячи лет назад Сократ, являясь в Ликей, сбрасывал одежду, омывался водой, натирался маслом и часами занимался спортивными упражнениями. В середине дня, вновь умывшись, он беседовал со всяким, кто хотел его слушать, в Ликее или по соседству, на берегах речки Илисос (Ιλισός). Сейчас река загнана в подземелье и выходит на поверхность только в одном месте — близ римского храма Зевса Олимпийского.


В древности в окрестностях Ликея, где сейчас парк на задах Византийского и Военного музеев, пейзаж был идиллический. Вот что говорил сам Сократ о своем послеобеденном отдыхе: «Клянусь Герой, прекрасный уголок! Этот платан такой развесистый и высокий, а разросшаяся, тенистая верба великолепна: она в полном цвету, все кругом благоухает. И что за славный родник пробивается под платаном: вода в нем совсем холодная, можно попробовать ногой...


А самое удачное — это то, что здесь, на пологом склоне, столько травы — можно прилечь, и голове будет очень удобно» (Платон. Федр. Пер. А. Егунова). Впоследствии на этом месте учил Аристотель, основатель философской системы, доминировавшей в западной цивилизации до конца Средневековья. Как и Сократ, Аристотель гулял по Ликею и его окрестностям, и потому школу его последователей так и прозвали — перипатетики, то есть «прохаживающиеся».

Если у вас есть силы, то за каких-нибудь 25 минут можно дойти до нового Музея Акрополя. Этим путем направлялся обычно и Сократ на древнюю Агору, посещение которой мы оставим на субботу. Маршрут лежит по улице Василеос-Константину (Βασιλέως Κωνσταντίνου ) мимо построенного римским императором Адрианом храма Зевса и Триумфальной арки.

А затем — по переулкам Плаки, одного из немногих сохранившихся старых районов города, где сейчас бьет ключом туристическая жизнь. В музее можно увидеть ту половину скульптур и рельефов Парфенона, которую не увез в XIX веке в Лондон британский лорд Элгин, а также полюбоваться с террасы приятного музейного кафе на подсвеченный Парфенон — жемчужину древних Афин. Музей и его кафе открыты в пятницу аж до 10 часов вечера, и здесь можно завершить первый вечер в Афинах.

Суббота

С утра пораньше, пока не жарит солнце, надо все же забраться на Акрополь (билет стоимостью 12 евро пригодится вам, чтобы обойти все остальные исторические достопримечательности центра). Вход на Акрополь — с южной стороны, и найти его нетрудно: просто следуйте за толпой туристов.

Поднявшись на «священную скалу», вы проходите через величественные Пропилеи и оставляете справа недавно отреставрированный изящный храм Ники Аптерос, а на самой скале, помимо Парфенона, вы увидите еще и знаменитый Эрехтейон с его кариатидами — сейчас, конечно, копиями, так как поврежденные временем и смогом оригиналы находятся в музее.

Акрополь был средоточием и символом власти Афинской морской державы — номинального военного союза, а по сути, империи Афин, которая в годы жизни Сократа раскинулась по берегам Эгейского моря и Пропонтиды и включала до 170 городов-государств.


Казна державы находилась на Акрополе — он стал программным ансамблем, призванным прославить в веках не только воинскую доблесть и богатство афинян, но и их беспрецедентную форму правления — прямую демократию, где все решения принимал народ, а не его представители и не данные богами правители. Строительство комплекса Акрополя велось в правление Перикла, первого гражданина Афин, полководца и политика, который был другом Сократа.

С Акрополя открываются виды на огромный город, который ограничен с юга морем, а с трех других сторон — горами Пентеликон, Парнита и Гимет. Все сократовские места тоже как на ладони: к востоку, за зданием парламента, — Лицей и Илисос, а сразу под Акрополем, к северо-западу, — древняя Агора, на которой прошла большая часть жизни Сократа и где он, по-видимому, и умер. Наш путь лежит туда, но прежде, спустившись с Акрополя, мы должны вернуться к музею: слева, у подножия скалы, мы увидим Театр Диониса.


Здесь под открытым небом на юго-восточном склоне скалы свободные граждане — мужчины смотрели в древности театральные представления, и здесь же были поставлены в V веке до н. э. все пьесы Эсхила, Софокла и Еврипида, а также множества других комических и трагических драматургов того времени. Из комедий периода расцвета Афин до нас дошли полностью только несколько пьес Аристофана, включая знаменитые «Облака», где Сократ при жизни предстал литературным персонажем.

До нас дошли знаменитые «Облака» Аристофана, где Сократ при жизни предстал литературным персонажем

Консервативный и насмешливый Аристофан сделал философа объектом своих насмешек в 423 году до н. э. Комедии игрались на Великих Дионисиях — празднике весны, посвященном богу Дионису, и ставились на деньги богатых спонсоров для развлечения граждан города, но также и для того, чтобы почтить божество. В комедии Сократ изображен софистом — платным учителем красноречия и логики, который на самом деле является шарлатаном и ссорит между собой поколения афинян.


Когда крестьянин Стрепсиад просит у Сократа наставить на путь истинный своего сына Фидиппида, который проматывает отцовское добро на скачках, Сократ вместо этого учит Фидиппида, как ему не слушаться родителя. Новоявленный мудрец не только может доказать Стрепсиаду «хоть правдой, хоть кривдой», что не должен его содержать и вообще как-либо помогать, но даже и получил от Сократа логическое обоснование того, почему отца следует бить, а ведь это — тягчайшее преступление по строгим патриархальным законам Афин.

В конце пьесы Стрепсиад поджигает дом-школу Сократа, который тот переименовал в «мыслильню», и философ гибнет в огне. Сократ, конечно, тоже был на премьере комедии и, согласно легенде, встал и стоял до окончания пьесы — для того, чтобы все видели, где настоящий Сократ.


Несмотря на резкие и далеко не безобидные нападки Аристофана на философа, маловероятно, чтобы они повлияли на обстоятельства осуждения Сократа четверть века спустя. Будучи несомненным художественным авторитетом, Аристофан, тем не менее, раз за разом терпел неудачу, пытаясь формировать политическую повестку дня для своих зрителей.


От театра Диониса мы можем вновь обогнуть холм Акрополя по пешеходному бульвару, который еще недавно был оживленной проезжей частью, и попасть на древнюю Агору тем же путем, что и Сократ. Сократ был простым афинянином, однако же из того привилегированного сословия свободных граждан, которые не плати ли подушной подати, но были военнообязанными.

Необходимость самим проливать кровь на войне не останавливала участников народного собрания, и даже в самые мирные годы не обходились без локальных войн. Расцвет Афин в середине V столетия до н. э. также обрамлен двумя эпохами войн: в начале века в ходе греко-персидских войн коалиция маленьких греческих городов-государств разгромила Персидскую империю, мировую державу того времени, а полвека спустя в результате разрушительной Пелопоннесской войны, растянувшейся на три десятилетия, Афины и Спарта обескровили друг друга (формально победили спартанцы).


Сын скульптора или, возможно, каменщика, Сократ всегда ходил босиком и в простой одежде. По меткому замечанию современника, он «смотрел на всех свысока, хотя и не знал, где пообедает в следующий раз». Впрочем, Сократ был достаточно зажиточным, чтобы позволить себе справить доспехи, когда его вместе с остальными свободными гражданами призвали на войну в ополчении.

Сократ «смотрел на всех свысока, хотя и не знал, где пообедает в следующий раз»

На войне Сократ легко переносил лишения и отличился недюжинной храбростью: так, он практически в одиночку при помощи дубинки разогнал целую толпу спартанцев, которые пытались забросать копьями раненого Алкивиада — будущего выдающегося политического деятеля Афин. Спасенный Алкивиад, как это было принято, предложил Сократу свою любовь, но философ ее отверг, хотя и остался с ним в прекрасных отношениях (их разговоры позднее опишет Платон в «Пире»).

Дружба с Алкивиадом могла стать роковой для Сократа. Полководец сначала возглавил амбициозные походы против Спарты во время Пелопоннесской войны, после катастрофы в ходе экспедиции на Сицилию переметнулся на сторону спартанцев и чуть не выиграл за них войну, потом опять пришел к афинянам, но после нового поражения афинского флота был вынужден отправиться в изгнание, где и был убит.

В своих философских беседах Сократ, впрочем, не делал различия между блестящим Алкивиадом и людьми самого простого происхождения: так, одним из его любимых собеседников был простой сапожник Симон, с которым Сократу было особенно трудно спорить, так что он должен был делать письменные пометки в процессе разговора. Свое искусство Сократ называл майевтикой, или повивальным искусством, в честь своей матери, которая всю жизнь трудилась повивальной бабкой.

Суть этого учения заключалась в том, что человек открывал в себе истинное знание в противовес внешнему, софистическому знанию. Впрочем, о том, чему именно учил Сократ, мы знаем лишь опосредованно, из трудов его великого ученика Платона, в чьих диалогах Сократ излагает именно платоновскую идеальную философию, утверждающую реальность идей и бессмертие души.

Эта философия была столь влиятельной, что, по свидетельству позднейших авторов, некоторые пытались немедленно проверить собственное бессмертие, покончив жизнь самоубийством. Об этом эпиграмма Каллимаха:

Солнцу сказавши «прости», Клеомброт-амбракиец внезапно
Кинулся вниз со стены прямо в Аид. Он не знал
Горя такого, что смерти желать бы его заставляло:
Только Платона прочел он диалог о душе. (Перевод Л. Блауменау)

Академия Платона, основанная около 388 года до н. э., была главной философской школой Афин. Здесь помимо философии изучались точные и естественные науки. Преподавал Платон так, как его учил Сократ: в постоянном диалоге, когда учитель пытается не только передать знания, но и понять взгляд ученика на проблему, а также в постоянных вопросах-ответах формулирует и оттачивает свои собственные мысли.

Преподавал Платон так, как его учил Сократ: не просто передавая знания, а в постоянном диалоге с учеником

Отсюда пошло название философского метода — диалектика. Место Академии находится примерно в трех километрах к северо-западу от Акрополя. Но от учебного заведения, впервые разрушенного еще в I веке до н. э. римским диктатором Луцием Корнелием Суллой, почти ничего не осталось.


Большая часть жизни Сократа проходила на Агоре  — в центре политической и административной жизни Афин, а также торговли (по выражению персидского царя Кира, Агора — место, где сходились греки, чтобы обманывать друг друга). Среди развалин и деревьев живописной Агоры лучше всего сохранился храм Гефеста.

В древности на этом месте был комплекс общественных и религиозных зданий. Здесь в пританее — высшем коллективном органе афинской демократии — каждый день председательствовала новая община, и в 406 году до н. э. Сократу по жребию досталась честь возглавить делегацию своей общины. Здесь же он был осужден на смерть.

Воскресенье

У Сократа всегда было много недоброжелателей, но больше всего по его авторитету ударила дружба с изменником Алкивиадом, а также с Критием, который был учеником Сократа (и кузеном Платона), а впоследствии стал лидером Тридцати тиранов — олигархического правительства, которое учредили в Афинах спартанцы после победы в Пелопоннесской войне.

Не исключено, что афиняне считали философию Сократа, и в частности его недоверие к установившимся институтам общества, одной из причин, подвигнувшей Алкивиада на предательство, а Крития — на жестокие репрессии в отношении собственных сограждан. Так что для многих афинян Сократ был уже не просто босяком-философом, а воспитателем и вдохновителем людей, которые едва не погубили их государство.


Еще одним обстоятельством, обсуждавшимся на суде, было то, что хунта поручила Сократу арестовать одного видного гражданина, чтобы казнить его и конфисковать имущество. Сократ отказался, но не предупредил предполагаемую жертву репрессий и никак не выразил своего протеста против правления тогдашних афинских «черных полковников».


Однако формально философа обвинили в том, что он не почитает божеств, которых почитает город, а также выдумывает собственных богов и тем самым развращает молодых людей. Под собственными богами обвинение, очевидно, имело в виду «даймона», чей голос говорил Сократу, как ему поступать (современный психолог назвал бы даймона персонификацией Сократовой совести или интуиции).


Суд над Сократом проходил на Агоре в квадратном дворе суда, на месте которого перед восстановленной в ХХ веке стоей Аттала сейчас разбит небольшой сквер. Афинских граждан судили такие же афинские граждане; число судей составляло от 500 до полутора тысяч, — это требовалось, чтобы избежать обвинений в подкупе.

Не было ни прокуроров, ни адвокатов: обвинитель и обвиняемый говорили только лично. Судьи (или, если угодно, присяжные) сидели на деревянных скамейках и слушали выступления. Сократ произнес защитную речь (апологию), которую пересказали Платон и Ксенофонт. Философ совершенно не щадил своих слушателей и начал с высказывания Дельфийского оракула, что тот не знает никого мудрее Сократа. Сам же Сократ считал, что не знает ничего, и это, по его словам, доказывало его благочестие.


Оспорив довод о том, что он является безбожником, Сократ дал афинянам понять, что для него мнение божества (в эту категорию он включал и своего даймона) важнее мнения государства — еще одна пощечина афинскому государственному устройству. А обличая афинян и задавая им неудобные вопросы, он лишь заботился о них и заслуживает за то благодарности.


Под конец Сократ заявил присяжным, что не будет пытаться их разжалобить и оправдываться, поскольку не боится смерти, которую ему прочит обвинение. После этого 500 судей незначительным большинством проголосовали за виновность Сократа по предъявленным обвинениям. Теперь по правилам афинского суда обвиняемый и обвинитель должны были сами предложить наказание, а судьи — выбрать только из этих двух предложений.


Обвинение предложило предать Сократа смерти, а тот, все еще смеясь над согражданами, — приговорить его к бесплатному питанию (это было великой честью, которую город мог оказать выдающимся гражданам за их заслуги), ну или по крайней мере — назначить смехотворно низкий штраф в одну мину серебра.

Идти на компромисс Сократ сознательно отказался. Оскорбленные его насмешками судьи проголосовали за смертный приговор. Сократ умер в афинской тюрьме, предварительно побеседовав с учениками о бессмертии души. Сократ отказался от предложенной ему возможности бежать из-под стражи и мужественно принял смерть, выпив яд.

Сократ умер в афинской тюрьме, предварительно побеседовав с учениками о бессмертии души

Смерть философа описана в диалоге Платона «Федон». На холме Филопаппу, что рядом с Акрополем, есть древнее строение с заколоченными камерами, которое вполне официально называют Тюрьмой Сократа.

В действительности, вероятнее всего, Сократ здесь никогда не содержался (хотя с самого холма, если подняться на его вершину, открывается великолепный вид на Акрополь, и встретить там закат — наиболее красочная возможность завершить три дня в Афинах). Подлинная тюрьма, или десмотерион, находилась примерно в 350 метрах отсюда все на той же Агоре, в ее дальнем западном углу, рядом с улицей Апостола Павла (Αποστόλου Παύλου), — от здания сохранились лишь развалины.